Медицинская помощь в идеальных обстоятельствах должна сочетать в себе высокое качество предоставляемых услуг и территориальную доступность для пациентов.
Существует три основных критерия оценки качества медицинской помощи: 1) уровень профессионализма медиков; 2) оснащенность медицинских учреждений; 3) своевременность оказания медицинской помощи.
К сожалению, в российских реалиях осуществить наилучшее сочетание качества и доступности не всегда удается. Обусловлено это следующей дилеммой:
Невозможно обеспечить все районные больницы и поликлиники новейшим медицинским оборудованием и высококвалифицированными узкими специалистами. Поэтому в настоящее время приходится концентрировать материальные и кадровые ресурсы в крупных межрайонных (областных и др.) медицинских центрах (программа оптимизации здравоохранения). Таким образом, тенденции развития здравоохранения таковы, что первичный контакт с больными будет обеспечиваться врачами общей практики, а чтобы попасть к узкому специалисту или в специализированное медицинское учреждение, пациенту необходимо пройти непростой путь («маршрутизация»), требующий времени и дополнительных усилий. Для пожилых пациентов или для больных с тяжелыми заболеваниями пройти такой путь бывает очень непросто.
Это подтверждается опросами, проводимыми Росздравнадзором, и результатами работ Национального
исследовательского университета «Высшая школа экономики» (http://www.hse.ru/org/hse/wp),
согласно которым уровень удовлетворенности населения качеством амбулаторной и стационарной медицинской помощи ещё далёк от желаемого.
Например, почти две трети взрослого населения страны уверены в том, что профессиональный уровень большинства врачей в России ниже,
чем требуется. Поэтому трудно попасть к квалифицированному специалисту.
Ещё большая часть населения (около 80%) уверены в том, что в случае серьезной болезни им не будет обеспечена бесплатная медицинская
помощь в требуемом объеме. Связывают это с невозможностью на практике воспользоваться продекларированным принципом свободы выбора
лечебного учреждения для получения медицинской помощи, особенно, если её нужно получить в короткие сроки.
Такое понимание ситуации демонстрируют одинаково единодушно люди, знакомые с системой здравоохранения на собственном опыте, а
также те, кто нечасто пользуется ее услугами.
Обеспечить своевременный контакт с профессионалами и освободить пациентов от самостоятельного поиска подходящего лечебного учреждения – это наша компетенция.
(Примечание: в статье использованы материалы, опубликованные по адресу: https://www.hse.ru/data/misc/library/WP8_2015_03.pdf)